|
Содержание в семенах алкалоида кофеина, о котором мы уже упоминали выше, составляет от 0,6 до 2,7 % по объему от общего состава. Второе активное вещество, во многом определяющее прочие (вкусовые и тонизирующие) свойства напитка, — это хлорогеновая кислота, составляющая 7 % от общего количества веществ. Питательные свойства напитка объясняются присутствием значительного количества клетчатки — более 20 %. Остальные вещества в составе кофейных зерен: жиры (12–15 %), азотистые вещества (13–14 %), кофдубильная кислота (4–8 %), минеральные вещества (3,9 %) и, наконец, сахар (2–3 %). Кофеин, относимый к химической группе веществ-алколоидов, является по своему воздействию на организм наркотическим веществом. Злоупотребление кофе, следовательно, способно приводить к развитию токсикомании. Причем такая форма зависимости от кофеина носит название кофеинизма, в противоположность теизму, представляющему собой форму зависимости от кофеина в составе чая. Толерантность (привыкание) к кофеину очень высока, в виду чего существует смешанная форма кофеиновой токсикомании, совмещающая кофеинизм и теизм. Кофе — загадочный напиток, а кофейное дерево — определенно загадочное растение, но главной загадкой кофе остается, к сожалению, тайна первого знакомства с ним человека. Вероятно, это событие имело место в доисторическом прошлом. Во всяком случае, на высокую вероятность того указывают собранные археологами и этнографами материалы о кофейном дереве и отношении к нему на исторической родине растения, то есть в Африке. История Африки изучена скверно, главным источником наших знаний о «Черном континенте» являются немногочисленные записи этнографов о разнообразных традициях и культах, не изменившихся по прошествии нескольких веков и даже тысячелетий. На основании этого материала ученые получили возможность предположить, что в древней Африке была относительно хорошо развита медицина. Медицинские знания различных народов Африки заключали в себя комплекс колдовских приемов, довольно сложную систему хирургического вмешательства и использование всевозможных лекарственных растений. При этом все эти методики не выступали обособленно одна от другой, наоборот, сочетались в соответствии с представлениями древних африканцев об этимологии заболеваний. Несмотря на необычайную развитость медицинской практики, теоретические разработки в этой области даже в развитых африканских государствах базировались не на философии, но мистике и первобытном шаманском оккультизме. В оккультных ритуалах африканцы видели наибольшую исцеляющую силу, а потому колдовством сопровождался любой вид лечения. Сами лекари в достаточно развитых африканских обществах были жрецами. В связи с явным предпочтением магии и волшебства в качестве способа лечения среди лекарственных растений также проводился отбор, в результате которого на первом месте оказались одурманивающие и тонизирующие растения. Содержащиеся в этих растениях алкалоиды вызывали у пациента галлюцинации, мозг больного становился открыт для внушения.
|
|